Образовательные программы

 

 

«Школа России»  (ФГОС)

«Школа России»- это система учебников(учебно-методический комплекс) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Научный руководитель- Андрей Анатольевич Плешаков, кандидат педагогических наук, лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования. Система учебников представляет собой  ядро целостной и сконструированной на основе единых методологических и методических принципов информационно-образовательной среды для начальной школы.

Существенной особенностью всего УМК «Школа России» является направленностьна формирование у учащихся универсальных учебных действий(УУД) как основы умения учиться, на включение детей в учебную деятельность при изучении всех школьных предметов. Главный принцип модернизации учебников УМК «Школа России»- усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность и реализацию идеологической основы ФГОС — Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

РУССКИЙ ЯЗЫК 

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности.

Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:

• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного) и послебукварного (заключительного).

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует общеучебный на­вык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечи­вает результативность по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения направлен на достижение следу­ющих целей:

— овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными ви­дами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

— развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художе­ственных произведений; формирование эстетического отноше­ния к слову и умения понимать художественное произведение;

— обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нрав­ственных представлений о добре, дружбе, правде и ответствен­ности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль­туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Иностранный язык – один из важных учебных предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением он формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Изучение иностранного языка и в том числе немецкого способствует приобщению школьников к культуре другого народа и вместе с тем  осознанию себя как носителей культуры и духовных ценностей своего народа и соответственно осознанию своей  национальной идентичности. Изучение немецкого языка в начальной школе носит активный, деятельностный характер, и это соответствует возрастным особенностям младшего школьника, для которого активное взаимодействие с окружающим миром является естественной формой познания.

МАТЕМАТИКА

Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.

Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.

Основными целями начального обучения математике являются:

  • Математическое развитие младших школьников.
  • Формирование системы начальных математических знаний.
  •  Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на­правлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание ме­ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ­ного многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса явля­ются:

1) формирование уважительного отношения к семье, насе­лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Физическая культура — обязательный учебный курс в обще­образовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В со­четании с другими формами обучения — физкультурно-оздоро­вительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня, внеклассной работой по физиче­ской культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприяти­ями— достигается формирование физической культуры лич­ности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систе­матических занятиях физической культурой и спортом, овладе­ние основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, долж­на создавать максимально благоприятные условия для раскры­тия и развития не только физических, но и духовных способ­ностей ребёнка, его самоопределения.

Целью школьного физического воспитания является форми­рование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

МУЗЫКА

Программа по предмету «Музыка» для I–IV классов общеобразовательных учреждений разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования, примерными программами и основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. При создании программы авторы учитывали потребности современного российского общества и возрастные особенности младших школьников. В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цель массового музыкального образования и воспитания — формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников — наиболее полно

отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника

ТЕХНОЛОГИЯ

        Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

ХХI век — век высоких технологий. Это стало девизом нашего времени. В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают все большее значение. Вводить человека в мир технологии необходимо в детстве, начиная с начальной школы.

Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. В начальной школе при соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) достаточно наглядны и, значит, более понятны для детей. Навык выполнять операции технологично позволяет школьнику грамотно выстраивать свою деятельность не только при изготовлении изделий на уроках технологии. Знание последовательности этапов работы, чёткое создание алгоритмов, умение следовать правилам необходимы для успешного выполнения заданий любого учебного предмета, а также весьма полезны во внеучебной деятельности.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, предъявляемых к технической документации, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;
  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

«Школа России»

Комплект «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеющее полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует Федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области.

Цель проекта в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника в соответствии с положениями Национальной доктрины образования в Российской Федерации, концепцией модернизации Российского образования, новейшими достижениями педагогической науки и лучшими традициями отечественной школы.

Идея комплекта: школа России должна стать школой духовно-нравственного развития. Именно такая школа будет достойна России.

Основой комплекта являются новые достижения педагогической теории и практики, относящиеся прежде всего к широкому пространству гуманной педагогики, имеющей, как известно, глубочайшие корни в классическом педагогическом наследии, отечественном и мировом. УМК опирается на новые теоретические концепции, идеи как общепедагогического, так и конкретно-методического характера, что обеспечивает новое видение школы в целом и каждого учебного предмета в отдельности.

Обучение грамоте.

Программа по изучению русского языка в младших классах школы предусматривает три взаимосвязанных, но обладающих определенной самостоятельностью учебных курса: Обучение грамоте, развитие речи и внеклассное чтение. Литературное чтение (классное и внеклассное) и развитие речи.

Фонетика, лексика, грамматика, правописание и развитие речи. Основу всех этих учебных курсов составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, развить любовь к чтению книг, особенно художественных.

Русский язык.

Ведущая идея курса — изучение русского языка с позиций духовной, культурно-исторической ценности. Курс направлен на:

личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника; формирование его индивидуальности; становление всех форм общения — говорения, письма, слушания, чтения; познание окружающего мира и самого себя.

Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес (стремление) к его изучению.

Литературное чтение.

Курс литературного чтения для 1-4 классов является, первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Математика.

Начальный курс математики — курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное детям обобщение материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала в курсе.

Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюсти необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.

Мир вокруг нас.

Учебный курс «Мир вокруг нас» преподается в 1 -4 классах четырехлетней начальной школы. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Отбор содержания учебного курса осуществлялся на основе следующих ведущих идей:

Идея многообразия мира.

Идея экологической целостности мира.

Идея уважения к миру.

Изобразительное искусство и художественный труд.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным и интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Музыка.

Программа по предмету «Музыка» для 1-4 классов четырехлетней начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые технологии массового музыкального образования.

Физическая культура.

Настоящая комплексная программа по предмету «Физическая культура» включает в себя содержание основных форм физической культуры, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Она состоит из четырех взаимосвязанных частей, которые предваряют материал о задачах физического воспитания и уровне физической культуры учащихся начальной школы. В свою очередь, каждый раздел программы содержит специфические задачи, содержание и организационно-методические указания, относящиеся к проведению занятий с учащимися 1-4 классов.

Иностранный язык.         .

Основной целью обучения иностранному языку в школе является развитие способности школьника к обогащению на иностранном языке это связано с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений:

  • принимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением
  • осуществлять своё речевое и не речевое поведение, принимая во внимание правила общения национально — культурное особенности страны изучаемого языка

пользоваться   рациональными   приемами   овладения   иностранным   языком, самостоятельно совершенствоваться в нем

5-9 классы

Образовательная область «Филология»

Русский язык.

Учебный предмет «Русский язык» имеет, в современной школе, познавательно-практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Это специальные цели его преподавания.

Языковая компетенция, т. е. осведомленность школьников в системе родного языка, реализуется в процессе решения познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке, развития языкового и эстетического идеала, т.е. представления о прекрасном в языке и речи.

Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

Программа содержит: отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке, как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,- формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка; сведения о графике, об орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

Литература.

Учебный предмет «Литература» обеспечивает: приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развитие у учащихся способности эстетического восприятия оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; Воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся; формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества; воспитание речевой культуры учащихся; воспитмвать культуру чтения, сформировать потребность в чтении. Сюжет, герой, род и жанр, история в произведениях искусства слова, позиция автора, шедевры русской литературы. В программу включены и некоторые произведения зарубежной литературы, которые также изучаются на занятиях.

Огромную роль играет активное использование принципа вариативности. Именно обращение к этому принципу предполагает насыщение программы большим количеством произведений, а в обзорных темах и авторов.

Решение названных задач обеспечивает высокий уровень читательского мастерства, способствует формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и оказывает ученику реальную помощь в осознании ценности окружающего мира. Логика литературного образования предопределена содержанием и структурой программы.

Иностранный язык (немецкий).

Целью обучения иностранному языку в основной школе (5-9 классы) является овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями изучаемого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и читать несложные аутентичные тексты с целью извлечь информацию о странах изучаемого языка, их культе и быте. Это предполагает достижения школьниками минимального достаточного уровня коммуникативной компетенции, в процессе которого происходит воспитание, образование и развитие школьников средствами иностранного языка.

Коммуникативная цель обучения представляет собой сложное интегративное целое, включающее: коммуникативные умения, воспитание школьников, образование средствами иностранного языка, развитие учащихся, общеучебные и специальные учебные умения, компенсаторные умения.

Математика.

Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математике в школе:

—   овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

—   интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;

—   формирование представлений об идеях и методах математике, о математике как форме описания и методе познания действительности;

—   формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Информатика

Приоритетными объектами изучения в базовом курсе информатики основной школы являются информационные процессы и информационные технологии как средство их автоматизации.

Технологический прогресс общества неизменно сказывается на структуре минимально необходимого образовательного уровня каждого человека. Развитие вычислительной техники и ее популяризация обусловило внедрение в базовый школьный курс такого предмета как информатика.

Основной целью курса является обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах преобразования, передачи и использования информации, роли информационных процессов в формировании современной научной картины мира, привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования ИКТ в своей учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

История.

Основной целью курса истории является формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах, населяющих ее народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширение знаний по истории своей Родины. Определенной новизной является обращение к проблематике истории быта, православной церкви, российской ментальности, национальной политике.

Программа представляет возможность более подробного рассмотрения сюжетов, связанных с историей различных конфессий, наций и народностей, государственных образований, развивающихся ныне в Российской Федерации; истории своего края, города, села.

Важнейшие цивилизации Древнего мира. В этот курс входит: взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мари и их роль в истории и культуре; раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. История Средних веков содержит в себе формирование у учащихся целостное представление о периоде, как закономерном и необходимом; осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира и показать их общие черты и различия; охарактеризовать наиболее яркие личности эпохи Средневековья. В результате изучения курса «Новой истории» учащиеся получают знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за триста лет — с конца XV до начала ХХв. «Новейшая история» -XX- начало XXI в. это скорость, глубина, революционность перемен и их всемирный масштаб. Основные события и вехи XX столетия. Достижения и проблемы XX в., определяющие историю человечества в новом тысячелетии.

Обществознание.

Цель этого курса: создание условий для социализации личности; формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознание личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; формирование основ мировоззренческой, социальной, нравственной, политической, правовой и экономической культуры; содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Природоведение.

При изучении курса «Природоведение» учащиеся расширяют полученные в начальной школе представления о Солнце и Солнечной системе, о природных компонентах, образующих окружающую природу. Продолжается знакомство с ролью и местом человека в природе, доказывается зависимость здоровья человека от состояния окружающей природной среды.

Большое внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Рассматриваются взаимосвязи и взаимозависимость человека и природы, конкретные примеры влияния человека на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и влияние природы на хозяйственную деятельность человека. Учащиеся изучают природу края, природу России не только в классе, но и на практических занятиях непосредственно на природе, в ходе экскурсий и выполнения практических работ на местности. Краеведческий и деятельностный подходы к обучению являются основополагающими при изучении этого курса.

География.

На основе этого курса учащиеся 6 класса должны, приобрести знания о географических особенностях ближайшего окружения школы и соответствующие приемы ознакомления с его рельефом, водами, погодой, растительным и животным миром, с почвами, а также с населением и его хозяйственной деятельностью, с ее основными отраслями и условиями быта, труда, отдыха, культуры, с взаимосвязями в системе «природа-человек».

На основе курса 7 класса раскрываются закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды, создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть своеобразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи. Используются картографические источники информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода познания нашей планеты.

Главная цель курса 8-9 классов — это формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально- ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Биология.

В курсе биологии учащиеся 6-7 классов получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки, о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменений под влиянием деятельности человека, научить принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представления о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины, здравоохранения и т.д.

В 8 классе получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды. Определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками позволяет осознать учащимся единство биологических законов, их проявления на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строений и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения может лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, независящим от воли людей.

В 9 классе обобщают знания о жизни и уровнях ее организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Наблюдения, опыты, практические работы, все это дает понимание учащимся сущности биологических явлений. Лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, наблюдения — все это направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Физика.

Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, ее влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.

В задачи обучения физики входят:

—  развитие мышления учащихся, формирование у них умения самостоятельно приобретать и применять, наблюдать и объяснять физические явления;

—  овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;

—     усвоение школьниками идей единства и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познание физических явлений и законов;

—     формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.

Химия.

Изучение химии способствует формированию у учащихся научной картины мира, их интеллектуальному развитию, воспитанию нравственности, готовности к труду. Задачи обучения химии:

—  формирования у учащихся знания основ химической науки — важнейших фактов, понятий химических законов и теорий, химического языка, раскрытие доступных обобщений мировоззренческого характера;

—  развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, в повседневной жизни;

—  формирование специальных умений обращаться с веществами, выполнять несложные опыты, соблюдая правила техники безопасности;

— раскрытие гуманистической направленности, ее возрастающей роли а решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством; раскрытие перед учащимися вклада химии в научную картину мира;

—  развитие гуманистических черт личности, формирование творческих задатков;

—  воспитание элементов экологической культуры.

Физическая культура.

Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и умения осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:

—  укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;

—  обучение жизненно важным двигательным умениЯм и навыкам;

—  развитие двигательных способностей;

—  приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;

— воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;

— содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.

Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков, для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Изобразительное искусство.

Среди всех видов изобразительного искусства особую роль занимает живопись. Задачи изобразительного искусства: развитие эстетического восприятия предметов, явлений, окружающего мира и эмоционального отношения к ним; формирования понимания красоты, гармонии, цветового богатства действительности;

—  развитие цветового зрения, художественно-образной памяти, творческой активности, художественных способностей, воображения и фантазии;

—  обучение практическим умениям и навыкам работы акварельными и гуашевыми красками, ознакомление с теоретическими основами живописи;

—  ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.

Музыка

Данный курс характеризует глубинная взаимосвязь с курсом музыки в 1-4 классах, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходах, в координации тематического и музыкального материала. Программа курса опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников.

ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе за­ключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной куль­туре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности.

Технология.

Программа познавательной области «Технология» для 5-9 классов сельских общеобразовательных школ предусматривает дальнейшую технологическую подготовку школьников. В программе включены особенности сельскохозяйственного производства в условиях многоукладности экономики.

Важнейшая задача «Технологии» — подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению, которое осуществляется путем: выполнения профессиональных проб в виде творческих проектов, производительного труда; познания профессий и специальностей в процессе формирования теоретических знаний и практических умений и навыков в различных сферах трудовой деятельности; самопознания.

Искусство

Создание данной программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обу­словлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искус­ства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.

Содержание программы дает возможность реализовать основные цели художественного образования и эстетического воспитания в основной школе:

—  развитие эмоционально-эстетического восприятия дей­ствительности, художественно-творческих способностей уча­щихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зри-тельнр-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

—  воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников; формирование устойчивого интереса к искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности идр.

10-11 классы

Образовательная область «Филология»

Русский язык. Обучение русскому языку в старших классах (10-11) заключается в том, чтобы повторить и углубить знания по основам науки о русском языке и на этой базе совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; закрепить и расширить знания учащихся в области речеведения; Совершенствовать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи; Совершенствовать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста. Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля и потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.

В процессе обучения русскому языку в старших классах последовательно и целенаправленно совершенствуются и развиваются основные виды речевой деятельности: умение воспринимать речь, представленную в устной или письменной форме, и создавать собственное высказывание. При этом основное внимание уделяется формированию навыков содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в устной и письменной форме.

Литература. Обучение литературе призвано обеспечить: приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы; развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки явлений литературы, художественно воплощенных в ней явлений жизни; воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции учащихся; формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающим специфическое место в жизни нации и человечества; воспитание речевой культуры учащихся. Программа
включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы, историко-литературные сведения, теоретико-литературные понятия, помогающие освоению духовного богатства художественных произведений; сведения по стилистике и культуре речи.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Разделы программы соответствуют основным эпохам развития русской литературы, начиная с устного народного творчества.

Иностранный язык (немецкий). Основные цели и задачи обучения иностранному языку в старшем звене направлены на то, чтобы не только поддержать, но и несколько превысить достигнутый школьниками ранее базовый уровень обученности по иностранному языку. Это может быть обеспеченно за счет создания условий для дополнительной речевой практики продуктивного и рецептивного планов; систематизации и актуализации языковых, речевых и социокультурных знаний, навыков и умений; обеспечения с одной стороны повторения и восполнения пробелов в базовой подготовке школьников, с другой- ее некоторого расширения и углубления путем привлечения новых аутентичных материалов, отвечающим основным особенностям и интересам старшеклассников. Владение основными видами чтения совершенствуется, становится более гибким и  формируется преимущественно на основе аутентичных, проблемных публицистических и художественных текстов, затрагивающих актуальные проблемы современности.

Речь учащихся характеризуется большей инициативностью и спонтанностью, может затрагивать нестандартные ситуации общения.

Учащиеся строят собственное высказывание на основе текста и самостоятельно выстраивают развернутые высказывания по поводу прочитанного или услышанного с достаточной аргументацией. Разнообразие содержания речи учащихся достигается как за счет разнообразия употребляемых лексических единиц, так и за счет привлечения эмоционально окрашенной лексики.

Образовательная область «Математика»

Математика. На старшей ступени школы вводятся два курса математики — курс А и курс В — разного объема и уровня. Курс А ориентирован на тех учащихся, которые рассматривают математику как элемент общего образования и не предполагают ее использовать непосредственно в своей будущей профессиональной деятельности. Этот курс представлен одним предметом- математикой, в котором чередуются сведения из алгебры и начал анализа с геометрическим материалом. Изучение всего материала опирается на наглядно-интуитивные представления учащихся, широкое использование справочного материала. При изучении стереометрического материала идея обоснования все геометрии на основе системы аксиом перестает быть превуалирующей, акцент переносится на формирование пространственного воображения и умение применять полученные факты в простейших случаях.

Информатика.

Приоритетными объектами изучения информатики в стар­шей школе являются информационные системы, преимущест­венно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные тех­нологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы;

систематизировать знания в области информатики и информационных  технологий,   полученные  в  основной  школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения

Цели обучения информатике в школе: формирование у учащихся представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности с использованием компьютера.
Задачи обучения информатике в школе:

– познакомить школьников с основными свойствами информации, научить приемам организации информации и планирования деятельности, в частности учебной, при решении поставленных задач;
– дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных и коммуникационных технологиях;
— дать представления о современном информационном обществе, информационной безопасности личности и государства.

Образовательная область «Обществознание»

История.

В старших классах общеобразовательной школы предполагается изучение истории на более высоком уровне, чем в основной школе. При этом решаются такие задачи: формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, о месте в ней истории России, населяющих ее народах; развивать у старшеклассников умение анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним; способствовать социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, этнонациональной общности, пониманию многообразия современного мира и необходимости диалога между представителями разных культур.

Объектом изучения истории являются основные вехи цивилизационного развития России и мира. Материал по России представляется в контексте всемирной истории, что позволяет глубже проследить исторический путь страны в его своеобразии и принадлежности к мировому развитию. История России излагается в специальных темах. В тоже время целесообразно проводить сопоставительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории.

Особенностью изучения истории в старших классах является более широкое, привлечение исторической литературы и источников. Школьники знакомятся с историческими версиями и оценками, анализируют документы, учатся определять и аргументировать свое отношение к историческим и современным событиям и их участникам. При этом используются знания и умения, полученные на уроках обществознания.

Обществознание.

Программа по обществознанию ориентированна на: создание условий для социализации личности; формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых

и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования; формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры; содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности к демократическим и гуманистическим ценностям национальной культуры; развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. Экономика.

Курс носит общеобразовательный характер, он представляет собой популярно изложенный курс экономической теории. Логика и структура изложения курса позволяют формировать у обучаемых научный подход к рассматриваемым экономическим проблемам. При преподавании курса особое внимание следует акцентировать на практическом значении изучаемых научных понятий, избегать перегрузки материала отвлеченными понятиями, не подкрепленными примерами из реальной жизни. Предусмотрено большое количество практических занятий, в ходе которых целесообразно использовать активные формы обучения: деловые игры и практикумы.

География.

Данный курс продолжает изучение географической картины мира в старшем звене школы. Основной целью курса является формирование у учащихся целостного представления о современном мире, о месте России в этом мире, а также познавательного интереса к зарубежным странам и народам, которые их населяют.

Главные задачи курса: на примере социально-экономико-географических процессов и явлений, происходящих как в отдельных странах, регионах,* так и во всем мире, показать взаимосвязь природы, населения, хозяйства и общества; вооружить учащихся необходимыми каждому образованному человеку теоретическими знаниями и практическими умениями в области экономической и социальной географии; продолжить развитие географического мышления учащихся.

Образовательная область «Естествознание»

Физика.                                     

Обучение физике в старшей школе строится на базе курса физики основной школы. В 10 классе после введения, содержащего основные представления о физическом эксперименте и теории, изучается механика, затем молекулярно-кинетическая теория и термодинамика, электростатика.

11 класс начинается с изучения основных законов постоянного электрического тока. Распространение длинноволнового и коротковолнового электромагнитного излучения анализируется соответственно в разделах «Волновая оптика» и «Геометрическая оптика».

Основной акцент при обучении по предлагаемое программе делается на научный и мировоззренческий аспект образования по физике, являющийся важным вкладом в создание интеллектуального потенциала страны.

Химия.

Задачи обучения химии в средней (полной) школе: формирование знаний основ науки -важнейших факторов, понятий, законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера; развитие умений наблюдать о объяснять химические явления, соблюдать правила техники безопасности при работе с веществами в химической лаборатории и в повседневной жизни; развитие интереса к химии как к возможной области будущей практической деятельности; развитие интеллектуальных способностей и гуманистических качеств личности; формирование экологического мышления, убежденности в необходимости охраны окружающей среды.

Системообразующими идеями содержания курса должны быть идеи материального единства веществ природы, обусловленности свойств веществ их составом и строением, а применения веществ — их свойствами познаваемости сущности химических превращений с помощью научных методов.

Содержание программы включает основы общей, неорганической и органической химии.

Биология.

Цели обучения биологии: овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле; подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.

С целью овладения всеми учащимися уровнем обязательной общебиологической подготовки важно ориентироваться на требование к результатам обучения и рекомендуемый перечень экскурсий, лабораторных и практических работ, опытов и наблюдений за жизнью растений и животных.

Экология.

Цели изучения экологии: овладение учащимися знаниями о закономерностях функционирования биосферы и экосистем разного уровня, о видах и формах взаимоотношения в природе, основными методами их изучения, учебными умениями; формирование на базе знаний и умений научной картины мира; становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выжиавние,развитие; гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, направленных на улучшение состояния окружающей среды; подготовка школьников к практической деятельности в области экологии, охраны природы, здравоохранения.

В программе рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человека, обеспечивающих сохранение жизни на Земле.

Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы.

Знание экологических законов, умелое их использование — основное условие выживания человечества.

Образовательная область «Физическая культура»

 Физическая культура.

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у учащихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической кондиционности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Целью обучения образовательной области «Физическая культура» в средней (полной) школе является формирование физической культуры личности юношей и девушек посредством овладения основ содержания физкультурной деятельности с профессионально-прикладной и оздоровитально-корригирующей направленностью. Такая целевая установка ориентирует педагогический процесс на подготовку выпукников средней школы к предстоящей жизнедеятельности, а также организации и проведению на основе индивидуальных методик самостоятельных занятий физическими упражнениями, способных удовлетворить потребности в крепком здоровье, ведении здорового образа жизни.

Задачи учебного предмета: расширение двигательного опыта за счет использования разнообразных общеразвивающих физических упражнений в различных формах занятий физической культурой, овладения современными системами физических упражнений, включая упражнения реактивной, корригирующей и прикладной направленности; расширение объема знаний на разнообразных формах соревновательной и физкультурной деятельности, использование этих форм для совершенствования индивидуальных физических и психических способностей, самопознания, саморазвития и самореализации; гармонизация физической и духовной сфер, формирование потребностей в культуре движений, красивом телосложении, оптимальном физическом развитии и крепком здоровье; формирование адекватной самооценки личности, высокой социальной адаптации в коллективном общении и взаимодействии; формирование навыков и умений использовать физическую культуру, как средство воспитания подрастающего поколения, укрепления будущей семьи и утверждения здорового образа жизни.

Основы безопасности жизнедеятельности.

В курсе ОБЖ для 10-11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. В соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 14.07.98 №1133/14-12 в программу курса ОБЖ для обучающихся 10-11 классов введен раздел «Основы военной службы».

В ходе изучения курса ОБЖ учащиеся получают сведения об обороне государства, истории создания вооруженных Сил, их организационной структуре, функции и основных задачах, боевых традициях и символах воинской чести, об основных воинских обязанностях.

В целях закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков программой курса предусмотрено проведение практических занятий в форме учебных сборов с юношами 10 класса на базе воинских частей, определяемых военными комиссариатами.

Девушки изучают программу «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни», направленной на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин, изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

 Образовательная область «Технология»

Технология.

Предмет «Технология» включает состав, структуру и функции технологической среды, направленные на преобразование материи, энергии и информации в нужный для человека и общества продукт, ее происхождение, развитие, а также связи с человеком, человеческим сообществом, живой и неживой естественной природой.

Цель образовательной области «Технология»: — формирование у школьников целостного представления о реальном, объективно существующем и непрерывно развивающемся технологическом мире.

Образовательная область «Искусство»

МХК Изучение МХК в старших классах школы призвано сформировать целостное представление об исторических традициях и ценностях художественной культуры народов мира, обобщить и закрепить знания, полученные на уроках истории, изобразительного искусства, музыки, литературы. Воспитать чувство гордости за творцов, создавших шедевры русской национальной культуры, невозможно вне контекста мировых художественных традиций.

Цели изучения МХК в 10 – 11 классах

  1. Освоение знаний о стилях и направлениях в МХК, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре.
  2. Развитие чувств, эмоций, образно-эстетического мышления и художественно-творческих способностей.
  3. Воспитание гордости за творцов, создавших шедевры русского зодчества, живописи, музыкального творчества.
  4. Воспитание художественно-эстетического вкуса, формирование потребности в освоении ценностей МХК.
  5. Овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение.
  6. Использование приобретённых знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
  7. Развитие общеучебных умений, навыков и способов деятельности.